главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории    
Виталий СААКОВ
МЕТАДИЗАЙН: ГУМАНИТАРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ ПРОШЛОГО, НАСТОЯЩЕГО, БУДУЩЕГО
тезисы XI Всероссийской конференция в рамках проекта «Философия дизайна», Санкт-Петербург, 2023.12.15
     
  priss-laboratory / инструменты и модели:  
  средовые разработки смд-схематизация  
  гуманитарные практики и технологии оргдеятельностные игры и од-мероприятия  
  семиотика и знакотехника оснащение культурного предприятия  
  проектные и поисковые разработки территориальные стратегии  
  образовательные проекты организационное развитие  
  инженерия образования priss-технологии  
  смд-эпистемология и эпистемотехника управление развитием и ресурсами  
  московский методологический кружок региональные институты развития  
  ск- и ст-системы    
       
     
     
  тезисы к конференции
введение в тему
к истории дизайна в СССР
к настоящему дизайна в России
дизайн завтра
 
     
ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ "Многоэтажность" дизайна: на (самом) нижнем этаже пресловутый дизайн ногтей, на (самом) верхнем – дизайн как взаимодействие оргуправленца, проектировщика и политика в лице одноименных способов деятельности
Если припомнить все сочетания дизайна с другими не менее важными словами, которые на слуху, или обратиться к Гуглу, то их обилие наводит на две мысли. Первая мысль. Слово «дизайн» используется как метафора, указывающая на нечто синтетическое, многоплановое, учитывающее массу вещей, не учитываемых в отдельных специальных профессиональных или учебных дисциплинах, скорее сценарное по форме, даже экзотическое, нежели укладывающееся в привычные классификации профессиональных занятий. Таковое имело и имеет место быть со словом «архитектура». Пожалуй, самое как бы экзотичное словосочетание – дизайн медицинских клинических исследований. Вторая мысль. За множеством словосочетаний дизайна стоит некоторая логика, как стоит некоторая логика за множеством сочетаний психологии: с той же медициной, образованием, управлением, поведением, зрительным и не только восприятием, с инженерным и военным делом, с религией, спортом и т.д. и т.п… При этом термину «психология» вовсе не требуется префикс «мета-». И если выявить логическое основание для множества сочетаний дизайна, то и для него приставка «мета-» может быть опущена. Это сообщение – очередной шаг в подборе способов выявления такого рода основания. И такие шаги мною начаты в начале 2000-х. Другими словами, как становление (просто)дизайна, так и (мета)дизайна – дело вполне историческое. Об этом будет следующий тезис.
 
К ИСТОРИИ ДИЗАЙНА В СССР "Родовые травмы" дизайна в России
таковые неизбежны у любой ввезенной в Россию, заимствованной или купленной ею и даже "самородковой" технологии (гуманитарной или промышленной). В 60-70-х прошлого века пример тому на поверхности: это сельское хозяйство, домо- и автомобилестроение, а не на поверхности - то, что получило нынешнее название «дизайн».

Судьба дизайна в контексте трансфера технологий
В нем, как в ввезенной промышленной и гуманитарной технологии (собственно дизайн), так и в отчасти "самородковой" (техническая эстетика и художественное проектирование) отразилась общая судьба т.н. "трансфера" технологий через весьма и весьма различные границы (культурные, экономические, институциональные, языковые…).

Факт "трансфера" лишь эпизод, но не событие, если речь вести о дизайне как технологии
Сам факт "трансфера" в контексте моего сообщения лишь эпизод, но еще не событие, если речь вести о дизайне как технологии. В конце 70-х ВНИИТЭ и ММК (Московский методологический кружок) в недрах уральского филиала ВНИИТЭ, а потом и на его уральской базе создали уникальную гуманитарную технологию – организационно-деятельностную игру (ОДИ). В контексте моего сообщения ее суть может быть сведена преимущественно к взаимодействию технологий оргуправления, проектирования и политики. • Именно на основе этого взаимодействия по прошествии игры всех участников-дизайнеров, и не только (!), можно было считать прошедшими курсы повышения квалификации по одной из технологий, которые усиливали их предметные специализации в дизайне, но те, которые освоили в игре начала этих технологий комплексно, должны с тех пор считаться мета-дизайнерами, именно они – гуманитарные технологи построения прошлого, настоящего и будущего в различных областях и практиках

 
К НАСТОЯЩЕМУ ДИЗАЙНА В РОССИИ Аналогия с архитектурой
Если по аналогии с архитектурой, то мета-архитекторов (а если без приставки, то их называют системными архитекторами) в мире не многим более десятка, а больше и не надо, т.к. у человечества не наберется столько неотложно важных и масштабных задач. Мета-дизайн же в сравнение с мета-архитектурой (пока?) не институализирован, а массового движения к «мета» здесь по определению быть не может. Постольку имен "на слуху", подобных Томасу Эндрюсу – архитектору «Олимпика» (близнеца «Титаника») – мы сегодня не слышим, их еще назовет история дизайна.

Продолжение аналогии

Как и в мета-архитектуре, мета-дизайнеры (в сфере политических и медицинских исследований, проектов в сфере образования и подготовки, различного рода брендинга и подобными ему коммуникаций…) уже сегодня оказывают влияние и на практики "привычного" дизайна. Дизайн клинических медицинских исследований с необходимостью формирует требования к дизайну медицинского оборудования, дизайн брендинга территорий – к малым архитектурным формам, к городскому дизайну и к языку этих направлений в их взаимной коммуникации

 
ДИЗАЙН ЗАВТРА Задачи и объекты метадизайна
Дизайну уже сегодня предстоит все чаще, а завтра уже регулярно и повсеместно иметь дело с объектами не в привычном для предметного дизайна смысле слова, а с разнородными комплексами и полисистемами, не с вещными, а с динамическими (процессуальными). Подобное намечалось в 70-е прошлого века в самом сердце молодого российского дизайна – в московском ВНИИТЭ. Таковыми процессуальными объектами дизайна выступили дизайн-программы (Дм.Азрикан). Завтра у метадизайна таковыми будут исключительно системы, а работа с системами – их программирование, развитие, трансформация, утилизация… – возможна с только с главной характеристикой системы, это с ее процессами. На этом фоне привычно предметный дизайн будет неуклонно превращаться во всеобщую грамотность и компетентность населения. Как в свое время происходило с умением избранных читать, писать и считать. Разумеется, этот мой посыл обращен прежде всего к молодым – к вашим нынешним и будущим студентам, а также к вашим детям, если они следуют призванию родителей-дизайнеров
 
     
     
вверх вверх вверх вверх вверх вверх
   
© Виталий Сааков,  PRISS-laboratory, 15 декабрь 2023
к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела к содержанию раздела вверх
    оставить сообщение для PRISS-laboratory
© PRISS-design 2004 социокультурные и социотехнические системы
priss-методология priss-семиотика priss-эпистемология
культурные ландшафты
priss-оргуправление priss-мультиинженерия priss-консалтинг priss-дизайн priss-образование&подготовка
главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом
с 17 декабрь 2023

последнее обновление/изменение
18 декабрь 2023
17 декабрь 2023
 
слайды в формате Adobe слайды в формате Adobe Виталий СААКОВ, рук.PRISS-laboratory / открыть страницу о лаборатории